Для организации и дальнейшего развития любого бизнеса требуются дополнительные денежные средства. Наиболее быстрым и доступным источником получения финансов является банковский кредит. Чтобы получить желаемый заем, для этого необходимо выполнить одно обязательное условие — предоставить бизнес-план для получения кредита на рассмотрение потенциальному кредитору.
Этот документ является анализом возможностей и путей развития малого бизнеса, а также планом использования данных возможностей. К его написанию необходимо отнестись с особой ответственностью.
Составить такой документ можно самостоятельно, а можно обратиться к специалистам и получить готовый документ с учетом всех пожеланий и требований. При составлении необходимо учесть, что существуют определенные особенности разработки бизнес-плана для получения кредита.
Основные акценты при составлении документа
Во-первых, его главной целью является привлечение внимания кредиторов, инвесторов, банкиров, а для этого он обязательно должен (при подробном описании характеристик производимых фирмой продуктов или услуг) подчеркивать их конкурентные преимущества, показывать практические шаги по превращению вложенных денег в прибыль.
Во-вторых, документ для получения ссуды должен иметь презентабельный вид, при его написании нужно применять деловую графику, которая способствует лучшему восприятию предоставленных сведений.
Диаграммы, схемы и графики позволяют визуально воспринимать тенденции и взаимосвязи, таблицы акцентируют внимание на значимых цифрах, так как всю цифровую информацию предоставляют в упорядоченной, максимально сжатой форме.
В-третьих, официальный документ для получения займа должен содержать анализ состояния всех ресурсов предприятия (материальных и денежных), оценку финансовых рисков, чтобы подчеркнуть платежеспособность фирмы.
Определитесь со структурой документа!
Перед обращением в банк с целью получения кредита, стоит выяснить, какие конкретные требования банк предъявляет к структуре бизнес-плана для предотвращения дальнейших проблем. Но помимо особых требований разных финансовых организаций, существует общепринятый пример структуры данного документа.
Необходимые разделы:
- Титульная страница;
- Изложение резюме;
- Полная характеристика фирмы;
- Описание и характеристика выпускаемой продукции;
- Описание производственной деятельности;
- Анализ отрасли;
- План маркетинга;
- Организационный план;
- Финансовый план;
- Риски и гарантии;
- Приложения.
Краткая характеристика разделов плана
Титульный лист является лицом любого документа. На нем должна располагаться вся необходимая информация:
- Полное наименование фирмы;
- Адрес, телефоны фирмы;
- Имена, фамилии, адреса, номера телефонов, владельцев (основателей) предприятия;
- Информация относительно сферы бизнеса;
- Дата составления документа.
По структуре оно должно быть, примерно, таким:
- Лаконичное описание всего проекта, его целей, задач;
- Обеспечение ресурсами;
- Механизм осуществления проекта;
- Уникальные характеристики бизнеса, конкурентные преимущества;
- Размер необходимого финансирования;
- Порядок и направления использования средств;
- Форма возврата займа инвестору.
Желательно, чтобы по объему текста резюме было не более двух страниц.
Раздел – «Характеристика предприятия» должен включать четкую характеристику предприятия как средства получения прибыли.
«Описание продукции» — раздел подчеркивает привлекательность, конкурентные преимущества выпускаемого продукта в сравнении с существующими подобными продуктами на рынке. Он дает полную характеристику продукта или услуги.
Раздел «Описание производственной деятельности» включает такие подразделы:
- Основные производственные операции;
- Машины и оборудование;
- Сырье и комплектующие изделия;
- Производственные помещения;
- Влияние внешних факторов.
Основное задание раздела – доказать, что предприятие способно выпускать необходимое количество продукции высокого качества, имея для этого все необходимые ресурсы.
Другие немаловажные разделы
«Анализ отрасли» — должен убедить инвесторов, потенциальных кредиторов в перспективности отрасли, к которой принадлежит бизнес.
Раздел – «Маркетинговый план», показывает наличие рынков сбыта продукции, производимой фирмой, подчеркивает возможность ее успешной продажи, перечисляет используемые стратегии привлечения покупателей, а также объемы реализации.
Раздел «Организационный план» призван убедить кредиторов в целесообразности выбора организационно-правовой модели бизнеса, в нем перечисляются нормативные и законодательные документы, регламентирующие деятельность фирмы.
«Финансовый план» — наиболее важный раздел для получения кредита. В нем подробно расписываются все затраты, приводятся расчеты планируемой прибыли, а также подробно описывается схема возврата кредита. Он должен быть составлен с перспективой на три года.
Раздел «Риски и гарантии» включает три основных вида рисков:
- производственный;
- коммерческий;
- финансовый.
Производственные риски связаны с качеством продукции, поломкой оборудования, ненадежностью системы снабжения. Коммерческий риск основан на проблемах сбыта, проблемах связанных с конкуренцией. Финансовый риск непосредственно связан с объемами финансовых поступлений.
Бизнес-план на получение займа или ссуды на развитие малого бизнеса имеет определенные отличия от бизнес-плана для получения кредита на покупку квартиры или автокредита. У каждого из них своя специфика.
Лучшие предложения для получения ссуд
- Наиболее популярные банковские займы для развития малого бизнеса, это:
- Кредиты от Сбербанка России «Бизнес-Овердрафт», «Доверие»;
- Кредиты в Россельхозбанке для фермерских и крестьянских хозяйств. В Россельхозбанке существует более 20 программ по выдаче беззалоговых займов;
- От Промсвязьбанка кредиты по программам «Упрощенный кредит», «Бизнес», «Инвест»;
- Заем от Пробизнесбанка — самый быстрый и доступный.